1. Негативный тренд на шинном рынке

    4 апреля, 2014

    По итогам 2014 года, по прогнозам аналитиков Cordiant, ожидается сокращение российского шинного рынка на 4,2 % до 56 млн шт. Однако, при значительном ухудшении экономических условий, спад рынка может достичь 7-8 %.

    При этом из-за значительной коррекции курсов валют по отношению к рублю и увеличении себестоимости производства большинства производителей прогнозируется рост цен в рублях в районе 10-12 %. В случае дальнейшего негативного развития цены к концу года могут вырасти до 15-20 %.

    По итогам 2013 года рынок шин РФ составил 58,4 млн шт., что на 2 % ниже показателя 2012 года. Развитие шинного рынка в прошлом году характеризовалось следующими факторами: ослаблением динамики внутреннего спроса, увеличением производственных мощностей игроков рынка и, как следствие, обострение конкуренции, сопровождающееся «ценовыми войнами».

    С начала 2013 года на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, вызванное затуханием потребительского спроса, длительное время удерживавшего шинный рынок на подъеме. Замедление темпов оборота розничной торговли, начавшееся во второй половине 2012 года и резкое падение грузооборота автомобильного транспорта в 2013 году негативно отразилось на динамике отдельных сегментов.

    Также среди факторов, негативно повлиявших на динамику рынка – значительное падение автомобильного рынка в 2009 году и увеличивающееся число непогашенных в установленный срок кредитов физ.лицами, в т.ч. автокредитов.

    Благодаря высокому потенциалу российского автомобильного рынка, рынок шин стал одним из приоритетных для ведущих мировых игроков. Производство на территории страны, помимо Nokian, Michelin, Yokohama, Pirelli, также локализовала Continental, запустив завод в Калуге, мощностью 4 млн шин в год.

    По итогам 2013 года, производство шин увеличилось на 4 %. Наибольший вклад в рост производства внесли финская Nokian (+7 % к 2012 году) и итальянская Pirelli (+17 % к 2012 году). Также увеличивает свое производство и постепенно достигает плановых показателей японская Yokohama.

    За 2013 год производители увеличили выпуск легковых шин на 7 %, индустриальных и сельскохозяйственных на 4 %, выпуск грузовых шин сократился на 12 % за счет грузовых комбинированных шин.

    Вместе с ростом производства сокращаются объемы импорта (-3 % к 2012 году) и увеличиваются объемы экспорта (+17 % к 2012 году). Значительно увеличили вывоз готовой продукции из страны иностранные компании (Pirelli и Nokian), а также российская Cordiant. Среди основных стран экспорта – страны СНГ (Украина, Казахстан, Беларусь), Финляндия и Чешская Республика.

    Ежегодно увеличивают объемы импорта компании из Китая и Южной Кореи, укрепляя свои позиции на рынке России. Вместе с тем, на Китай и Южную Корею приходятся более 1/3 всех импортных поставок в страну.

    Лидером шинного рынка России с долей 18 % является «Нижнекамскшина». Далее следуют Cordiant (10 %), Pirelli (10 %), Nokian (9 %) и Michelin (5 %).

    Следует заметить, что в первую шестерку игроков входят компании, имеющие производственные мощности на территории России. Локализация производства позволила компаниям Nokian, Michelin и Pirelli существенно увеличить свою долю на рынке РФ за последние 5 лет. Южно-корейские бренды Hankook и Kumho также упрочили свои позиции, демонстрируя опережающий рынок (на +15 % ежегодно) рост объемов продукции.

    Несмотря на падение показателей, шинный рынок России продолжает качественно развиваться. Растет доля среднего ценового сегмента, на смену морально устаревшей со времен СССР приходит более технологичная и безопасная продукция, производители инвестируют средства в развитие продуктового портфеля и улучшают условия работы с дистрибьюторскими сетями и дилерами, качественно эволюционирует розничная торговля – сокращается доля продаж на открытых рынках и растут продажи через специализированные шинные центры, развивается интернет-торговля.

    Comments are closed.

  • Спонсоры

  • При поддержке