Всеволод Васильевич, Росстат опубликовал данные, согласно которым в России падает переработка пластмасс и производство конечных изделий. Небольшая положительная динамика прослеживается только в производстве оконных профилей и упаковки. Возможно, что это сезонный фактор, а не устойчивый тренд. Что на ваш взгляд является причиной такого спада?
— Да, темпы роста переработки пластмасс в России замедлились. Еще недавно ежегодный прирост в производстве готовых изделий из полимеров составлял 12 % и более. Рост переработки пластмасс и рост потребления продукции значительно опережал темпы роста промышленности в целом. Дело в том, что в СССР наблюдалось значительное отставание потребления пластмасс на душу населения: в 10 раз меньше, чем в развитых странах. За 20-30 лет отставание в среднем по различным материалам сократилось до 2-3 раз. То есть, в РФ значительно возросли объемы производства пластмасс на душу населения. Сегодня переработкой пластмасс в стране занимаются около 7 тыс. предприятий.
Применение полимерных материалов позволяет значительно повысить производительность труда, как при их производстве, так и при их применении. В качестве примера можно привести монтаж трубопроводных систем из металлических труб, которые имеют длину от 12 м, а трубы из пластмасс имеют длину до 200 м. Это приводит к постоянному росту спроса на изделия из полимерных материалов.
Одной из причин замедления роста переработки является то, что все «сливки» по импортозамещению пластмасс уже сняли. Так, если ранее сроки окупаемости составляли 3-4 года, то сейчас они составляют более 5-6 лет. А незамещенные объемы импорта уже представляют собой более инновационные изделия. Для их производства требуются большие инвестиции, квалифицированные кадры и многое другое.
Существуют технологии и процессы, для масштабирования которых потребовалось 20 и более лет, и зарубежные компании именно столько шли к тому, чтобы получить сегодняшний результат. И продавать свои технологии в Россию зачастую не хотят. Однако существуют доступные сегменты, в том числе по уровню технологий, но такие, которые в России не освоили.
Cегодня в РФ выпускается 5 млн т полимерных изделий, 1,5 млн т импортируется. Если закупать для их производства сырье за рубежом, то в этом нет ничего страшного. Когда сформируется потребность в данном сырье и бизнес осознает сложившуюся ситуацию, то он начнет создавать производство таких полимеров в России. Главная проблема все-таки в том, что импортозамещение сегодня требует больших инвестиций.
Россия закупает примерно 80-90 % полимерных изделий для медицины, в том числе и одноразовые шприцы. Если начать производство изделий в данном сегменте, то кроме процесса их производства потребуется организация процесса стерилизации.
Может быть, следует взять таможенную базу данных, посмотреть какие изделия и в каком объеме импортируются ежегодно в Россию. Далее создать дорожную карту и перечислить все производства, которые в России необходимо запустить. И тем компаниям, которые за это возьмутся, предоставить необходимые преференции?
Переработка пластмасс — сектор, не связанный с поставкой множества комплектующих, требуется несколько видов сырья и добавок. Поэтому создание таких производств может решить проблему моногородов, которые разбросаны на территории нашей необъятной страны.
Недавно запущена самая крупная в России мощность по производству полипропилена на «Тобольск-Полимере» (500 тыс. т в год). Аналитики рынка считают, что имеет место профицит ПП, и необходимо срочно наладить его переработку, или организовать экспорт. Но, несмотря на членство в ВТО, ЕС ввел заградительные пошлины, да и марочный ассортимент российского полимера оставляет желать лучшего. Как главный эксперт отрасли, что можете сказать по этому поводу?
Такой вопрос нужно задавать на стадии проектирования производства. Создавать производство мощностью 500 тыс. т было изначально рискованно. Сегодня переработчики пластмасс знают, что такой полимер в избытке и будут конечно думать о его использовании. Необходимо также начать работу по модификации марок ПП, возможно, что улучшение качества ПП расширит области для его переработки.
Всеволод Васильевич, расскажите о ситуации в сегменте сбора и переработки полимерных отходов. Есть ли проблемы в этом секторе и как их стоило бы решать?
Интересный вопрос. Впервые я столкнулся с такой проблемой еще в СССР. Правительство страны постановило организовать переработку 20 тыс. т полиэтиленовых пленок после использования их в теплицах. Уже тогда было ясно, насколько это сложный вопрос: пленки из теплиц в Архангельске и Ташкенте совершенно разные по своим свойствам. Пленки из Ташкента уже не были, по сути, полимерами. В Архангельске, где солнечное излучение гораздо меньше, тепличные пленки можно перерабатывать. К тому же пленки содержали более 14 % различных загрязнений.
Так вам удалось переработать пленки?
Были созданы региональные мощности без каких-либо дотаций, потом началась перестройка, работы были приостановлены. Я знакомился с ситуацией по вторичной переработке в Германии и понял, что, прежде всего, необходимо разработать и принять на государственном уровне закон, который бы регламентировал ответственность за их утилизацию те компании, которые используют полимеры. Так, компания, которая использует бутылки из ПЭТФ, должна платить за их утилизацию.
Может получиться так, что при такой системе стоимость пластмассового пакета возрастет, а переработан он не будет.
Сегодня около 7 % всех полимерных материалов, которые идут в твердые бытовые отходы перерабатывается. В основном это бутылки, которые легко собирать. Это при том, что общий объем потребления 7 млн т, но через 15 лет, когда закончится срок эксплуатации труб, кабельных изделий и строительных полимерных материалов, объем отходов увеличится как минимум в 2 раза. Необходимо решать проблему как можно скорее.
Полный текст интервью читайте в новом номере «Химического журнала».