1. Нефть, газ, май

    5 мая, 2014

    Михаил Юрьев, один из основателей компании «Интерпром», экс-вице-спикер Госдумы России, в интервью изданию Slon дал свою оценку развития рынка нефти и газа в мире.

    Бизнесмен высказал мнение, что «Газпром» упустил ситуацию с развитием добычи сланцевого газа в США, однако пока «сланцевый газ никакой угрозы России не несет». Михаил Юрьев сослался на американский закон, который запрещает экспорт энергоносителей, то есть нефти и газа, без разрешения Министерства энергетики. В обострившейся политической обстановке Барак Обама поднял тему отмены старого закона, и введение разрешения на экспорт стало реальным. Сторонники массовой выдачи подобных разрешений считают, что это поможет создать новую отрасль. Противники – что это убьет конкурентное преимущество американской промышленности, получающей сегодня дешевое сырье для внутреннего рынка. Увеличение экспорта газа в Европу приведет к росту цен внутри страны и прекращению начавшейся реиндустриализации.

    Бизнесмен также отметил, что мощности по добыче могут расти гораздо быстрее, чем мощности по сжижению. Для сжижения природного газа, которое происходит при –170°C, используется криогенная сталь, стоимость которой достигает 50 тысяч долларов за тонну. Чтобы организовать сжижение газа в объемах, необходимых для поставки в Европу, мировые мощности по производству криогенной стали нужно увеличить в пять раз, что вряд ли реализуемо в короткое время. При этом Михаил Юрьев отметил, что американцы способны «надавить на Катар», чтоб он нарастил добычу и экспорт газа, а также дать режим максимального благоприятствования для наращивания добычи газа Ирану. Но, так или иначе, независимо от географии, строительство большого завода по сжижению займет 5–7 лет. Это не считая времени на наращивание добычи. Так что угрозы поставки газа, а не его производных, на европейский рынок, относятся к 2020-м годам, а не 2010-м, считает Михаил Юрьев.

    В то же время, рост доминирования США на химическом рынке неизбежен. Затраты на сырье при производстве этилена из нафты (именно этот способ является в России основным), составляют около 1000 долларов на тонну продукта. В Америке благодаря существующей системе переработки этана сырьевые затраты составляют 200 долларов, и конкурировать за последующие переделы при таких показателях становится невозможно. «Европейские производители уже закрываются, да и азиатские скоро начнут», — заявляет бизнесмен.

    Гораздо сильнее, чем в области газа, растут угрозы в нефтяной сфере. «Добыча нефти в Америке сильно растет, и в этом году вырастет настолько, что импорт преодолеет в своем движении вниз отметку 5 млн баррелей в день. Сейчас импортируется 6,3 млн баррелей в день, а ведь совсем недавно было 10,5 млн баррелей. Отметка 5 млн баррелей в день имеет важное психологическое значение. Потому что пять миллионов баррелей в день США импортирует из Мексики по долгосрочным контрактам, и эта нефть в ценообразовании не участвует, в отличие от нефти ближневосточной, которая проходит в среднем около 40 оборотов между производителем и конечным покупателем и влияет на цены мирового рынка. Поэтому известие о том, что Америка сократила импорт ближневосточной нефти до нуля, а это произойдет, скорее всего, ровно через год, вызовет обвал на нефтяном рынке. Совершенно с политикой не связанный. Я ожидаю тут обвала барреля долларов до 80, не ниже, может быть, до 75», — заявил российский бизнесмен.

    Comments are closed.

  • Спонсоры

  • При поддержке